Акции IT-компаний
Apple - $203.86
Google - $1236.37
Facebook - $178.28
Amazon - $1861.69
Microsoft - $123.37
Yandex - $37.34
Netflix - $360.35
Бывает так, что в голове вертятся всевозможные мысли, которые иногда сливаются в целые поэтические строчки. И вот их после переноса из головы на бумагу читать и воспринимать написанный текст становится трудно: то здесь звучит некрасиво, то нет четкого ритма.
Другие полезные статьи:
Оказывается, за долгие годы существования поэзии наблюдательные люди выделили её основные особенности: то, на чем строятся стихотворения, и что нужно учитывать при их составлении.
Из этой статьи вы узнаете о рифме: что это такое, как она создается, какие ее виды бывают и используются чаще всего. Ещё со школы можно помнить, что существует как минимум 2 разновидности: мужская и женская, но только загвоздка в том, как их различить и правильно употребить. Об этом тоже поговорим.
Какой может быть рифма
Начать разговор о рифме стоит с этого: рифма – это не просто одинаково заканчивающиеся слова в конце поэтической строчки, как роза – мимоза, это окончание стихотворной строфы в более широком понимании. Одинаковых окончаний слов в стихотворении может вовсе и не быть, а вот рифма присутствовать может.
Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в каждой строчке приблизительно одинаковое количество слогов и по одной и той же схеме чередуются ударные и безударные звуки. Именно ударение – более универсальное мерило рифмы, которое позволяет выделять ее разновидности.
А они бывают такими:
Мужская рифма – стихотворная строка заканчивается ударным слогом.
Например: «Духовной жаждою томи́м» (А. С. Пушкин «Пророк»).
Женская рифма – при ней ударение падает на предпоследний слог в строчке.
Например: «В пустыне мрачной я влачи́лся» (А. С. Пушкин «Пророк»).
Дактилическая рифма – в таком случае строчка заканчивается двумя безударными слогами, перед которыми есть ударный.
Например: «По вечерам, над рестора́нами» (А. А. Блок «Незнакомка»).
Гипердактилическая рифма – самый редкий вид рифмы, при котором после конечного ударного слога следуют 3 и более безударных.
Например: «Холод, тело тайно ско́вывающий» (В. Я. Брюсов «Холод»).
Особенности рифмы
И всё-таки как различать женскую и мужскую рифму? Очень просто. Других отличий, кроме расположения ударного слога, в них нет. При схематическом обозначении стихотворных строчек даже используются специальные обозначения для этих видов – самых распространенных. Так, мужская рифма обозначается маленькой буквой (а), а женская – большой (А).
«Он, поравнявшись, погляде́л,
Наташа погляде́ла,
Он вихрем мимо пролете́л,
Наташа помертве́ла.» (А. С. Пушкин «Жених»)
Как видно, в этих строках чередуются женская и мужская рифмы, поэтому схема данного четверостишия будет выглядеть как aBaB.
Чередование видов рифмы, кстати, − достаточно распространенный в русской поэзии прием, который позволяет создать прекрасную ритмику в стихотворении, характерную для ямбической поэзии. Много произведений такого типа написано классиками: А. Пушкиным, С. Есениным и т. д.
Написать стихотворение, придерживаясь только одного вида рифмы, куда сложнее, но примеров в русской и мировой литературе достаточно. Давайте рассмотрим строки, где используется только 1 ее вид.
«Сегодня дурной де́нь:
Кузнечиков хор спи́т,
И сумрачных скал се́нь −
Мрачней гробовых пли́т.» (О. Э. Мандельштам «Сегодня дурной день...», мужская)
«Есть речи − значе́нье,
Темно иль ничто́жно,
Но им без волне́нья
Внимать невозмо́жно...» (М. Ю. Лермонтов «Есть речи – значенье...», женская рифма)
Исследователи поэтического искусства провели приблизительные подсчеты и выяснили, что в русском языке преобладает женская рифма – 50-55% от всех стихотворных строчек. Это объясняется ее удобством для слуха, распространенностью ямбической поэзии и большим количеством слов с ударением на предпоследний слог.
Меньшее количество у мужской рифмы – 35-40%, а дактилическая и гипердактилическая в сумме набирают около 10%. Если говорить о последних, стоит ответить, что они могут служить «визитной карточкой» стиля конкретных поэтов, талант которых дает им возможность выражаться именно так. Например, М. Цветаева часто использует такие рифмы в своем творчестве.
Русский язык обладает огромным потенциалом для создания стихотворений, ведь он не имеет ограничений для ритма. В польском языке, в котором абсолютное большинство слов имеет ударение на предпоследнем слоге, мужской рифмы просто нет. А английском же языке наоборот: более 80% рифм − мужские, причем это распространяется и на старую, и на новую поэзию.
Откуда взялись слова «женская» и «мужская» для рифмы
Этот факт тоже можно отследить: он отнюдь не взят с потолка и не делит виды рифмы с помощью ассоциаций. Дело в том, что в старофранцузском языке большая часть прилагательных и существительных женского рода заканчивались безударным гласным «е», а среднего рода, как и в современном французском, не существовало.
В средние века появилась традиция, при которой строчки в стихотворении сознательно писались так, чтобы чередовались «мужские» и «женские» слова. Потом эти понятия прочно закрепились в языке и перенеслись в русскую поэзию стараниями В. Тредиаковского и М. Ломоносова.
Итак, вы узнали, какой может быть рифма и как отличить мужскую разновидность от женской. Если материал был для вас полезным, поделитесь им с друзьями. Пишите собственные стихи с удовольствием и узнавайте много нового и интересного!